2023 год Профилактика простудных заболеваний

у детей младшего дошкольного возраста

       В задачи профилактики респираторно-вирусных инфекций (ОРВИ) входят укрепление органов дыхания и нормализация функции внешнего дыхания.  В результате правильно проведенных профилактических действий улучшается эластичность тканей легких, нормализуется газообмен, увеличивается бронхиальная проходимость, а также стимулируются защитные иммунные процессы.

Закаляемся!
         Очень важно знать, что только при регулярном и систематическом применении комплекса профилактических мероприятий, возможно, избежать частой заболеваемости. В первую очередь это, конечно, различные виды закаливания. Родители могут использовать в качестве закаливающих процедур контрастное обливание стоп ребенка, сон с открытой форточкой (с доступом свежего воздуха) и многое другое. Следует также выделить положительное действие дыхательной гимнастики, которое не требует финансовых затрат, большого количества времени и для  малышей может стать частью увлекательной игры.

Выезжаем на природу!

         Лучше всего, конечно, начинать оздоровительные мероприятия летом. В городе существует множество факторов, которые отрицательно влияют на здоровье человека. Поэтому при любой возможности нужно увозить ребенка на природу. Очень полезно ходить босиком. При этом массируются рефлексогенные зоны стопы, что нормализует работу внутренних органов, рефлекторно воздействует на глоточное лимфоидное кольцо, а это значит, что зимой кроха будет меньше простужаться. Если есть возможность выбрать место отдыха для малыша с хроническим заболеванием, то лучше посоветоваться с  педиатром. Он подскажет, какой климат более благоприятен для ребенка.  Самое главное –  такой отдых  должен длиться не меньше двух недель, потому что одна неделя необходима для акклиматизации, а вторая  и последующие – для полноценного оздоровления.

Дышим легко и с удовольствием

      Полезная и приятная ароматерапия вызывает симпатию среди маленьких недотрог. Запахи сосны или апельсина помогают организму бороться с постоянно атакующими нас вирусами и бактериями, а мята и лаванда успокаивают и способствуют расслаблению после тяжелого дня. Однако для правильного выбора эфирных масел желательно посоветоваться с педиатром.

      Ежедневное промывание носа физиологическим солевым раствором поможет утром запустить защитные механизмы назальной слизи и ресничек, а вечером – удалить из полости носа все ненужное, что накопилось там за день: вирусы, бактерии, пыль и т.д. Таким образом, дыхание вашего малыша станет чистым и легким.

Пополняем запас витаминов и микроэлементов!


         Организм начинает запасаться витаминами в период с конца лета и до начала осени. Поэтому родители должны уделить особое внимание тому, что подается на стол. Ребенку нужно предлагать  побольше яблок, а также других свежих фруктов и овощей хорошего качества.  Питание ребенка должно быть  легким для переваривания и, конечно, свежим. Осенью детскому организму приходится особенно туго. Постоянные дожди, холод, ветер, а также ранние подъемы могут стать причиной ослабления иммунитета. Но в организме осталось еще достаточно витаминов после лета. Поэтому главный упор следует делать на  закаливающие процедуры, особенно хорошо, если они будут продолжением летнего оздоровления.

        С приближением зимы дни становятся короче, а солнышко выглядывает все реже. Дети очень быстро устают, становятся раздражительными, у них снижается работоспособность. Немного помочь организму бороться с осенней депрессией можно, заменив лампочки на более яркие хотя бы в детской и в ванной. В это же время в организме подходят к концу запасы витаминов. Поэтому родители могут ввести в рацион поливитаминные препараты (посоветовавшись с педиатром!). Однако не стоит забывать и о натуральных фруктах и овощах.

 

Если ребенок часто болеет отитами, ангинами, бронхитами, гриппом, то подбор схемы профилактики лучше доверить врачу-педиатру!













Download
Особенности развития ребёнка 4 -5 лет. Консультация для родителей.
Особенности развития ребенка консультаци
Adobe Acrobat Document 358.1 KB

Ребенок часто болеет в детском саду

Детский садик играет огромную роль в воспитании ребенка и становлении его цельной личностью. Там он знакомится с другими детьми, учится нормам поведения и проходит первые этапы социализации.
 
И именно в детском садике дети начинают болеть различного рода простудными и инфекционными заболеваниями, ведь обитающая в нем вирусная среда проявляет себя более агрессивно и жёстче, чем в условиях домашнего пребывания. Кроме того, разновидности вирусов обновляются с регулярной частотой: с приходом новых детей приносятся и новые виды бактерий, и так – по кругу. А ведь до садика многие родители даже не подозревают о существовании таких болезней как отит, аденоиды, ротовирусная инфекция и ангина (во всех ее проявлениях).
Ребенок часто болеет в детском саду

Причины детской заболеваемости

Почему так происходит и каковы причины того, что ребенок часто болеет в детском саду? Ответ на этот вопрос довольно прост. Ребенок приходит в детский коллектив и приносит с собой свои «вирусы». Но вместе с ним в группу ходит еще порядка 20-25 человек, а, значит, в одном помещении собираются дети с разным уровнем иммунитета.
Собранные вместе в одной комнате, наши детки формируют вокруг себя «вирусное» пространство. И пока все они друг за другом не переболеют – их иммунитет будет ослаблен. Обычно на подобного рода притирку уходит около года, поэтому многие мамы сидят дома, конечно по возможности, пока не закончится их декретный отпуск. Существует даже понятие «нормы», касающееся частоты посещения детьми садика: когда они более 8-10 раз за год. 

Первый год – самый сложный

Дети начинают привыкать к новому распорядку дня: ранний подъем, питание по строго установленном расписанию, отсутствие длительных прогулок. К тому же, ребенок учится жить без постоянного присутствия родителей и более того – слушаться какую-то абсолютно постороннюю ему «тетю».
В течении первого года ребенок болеет респираторными инфекциями практически каждый месяц. И так длится около полугода (это если без осложнений в виде отита среднего уха, воспаления аденоидов или заражения ротовирусом). Второй год более стабилен, но если частота заболеваний снижается, то степень протекания заболевания резко ухудшается. Поэтому, чем чаще ребенок ходит в детский сад – тем быстрее его иммунитет справиться с инфекциями и начнет вырабатывать устойчивое восприятие к огромному количеству вирусов, которые обитают не только в садике, но и других общественных местах. 
Именно поэтому не стоит пичкать ребенка без особой нужды антибиотиками, словно ставя на нем эксперименты: подействует лекарство или нет. Иммунитет, и без того ослабленный респираторными инфекциями, подвергается еще большему воздействию таблеток. А чаще всего их действие направлено не только на лечение, по «пути» многие медицинские препараты оказывают негативное влияние на работу органов пищеварения или вызывают аллергические реакции.

Что делать, чтобы ребенок не болел?

Подобный вопрос задают себе все родители, особенно те, кому требуется выйти на работу. Ведь не каждому начальнику понравится, если его подчиненная будет с периодичностью 2 раза в месяц брать больничный отпуск по уходу за больным ребенком.
Чтобы помочь детям адаптироваться к детскому садику и как можно меньше болеть, следует соблюдать ряд правил.
Не нужно паниковать, если у ребенка вдруг потекли сопли и начался кашель. Если они не сопровождаются повышением температуры – смело ведите его в сад.
Так организм «привыкает» к новым вирусам и не всегда данные симптомы являются показателем заболевания. А для поддержания хорошего самочувствия можно повесить ему на шею своего рода брелок с чесночком. Обычно для этого используют пластиковые контейнеры от шоколадных яиц.
Не стоит слишком часто оставлять ребенка дома, если он уже начал ходить в садик и более того – ему нравится там находится. Подобное поведение никак не способствует укреплению иммунитета малыша. Не будет посещать садик – не «переболеет» инфекциями, а когда пойдет в школу – ощутит эффект от пропущенного в полной мере (в отличии от тех детей, кто уже прошел эту стадию «привыкания»). 

Что делать если ребенок часто болеет в садике

Раньше детей отдавали в садике до года – ясельки, и надо сказать, что многие из них выросли с гораздо более крепким иммунитетом, чем те, кто пошел в садик в более позднем возрасте. Педиатры утверждают, что подходящее время - это 4,5 года, когда иммунитет достаточно окреп. Но реальность такова, что наши детки начинают посещать дошкольные учреждения в более раннем возрасте – в районе 2,5-3 лет. А это – время первого переходного возраста и на ребенка сразу обрушиваются расставание с мамой, нахождение вне родных стен и привыкание к строгому распорядку дня. Особенно странно для них то, что теперь они не «самые» и не «первые».
Существует также ряд других причин, которые влияют на то, что ребенок начинает очень часто болеть.  Например, его душевное состояние. Садик - это время постоянных стрессов, ведь период адаптации протекает у всех по-разному. Одни детки довольно спокойно переносят изменения в привычном укладе жизни, другие – плачут и устраивают каждодневные истерики, которые, конечно же, не могут не отразиться на состоянии здоровья.
Желательно объяснить малышу, что в садике – «хорошо» и не стоит плакать, когда он (или она) уходит в группу. Уберегая ребенка от лишних переживаний, мы тем самым сохраняем его эмоциональное состояние, а хорошее настроение – это первая ступень в поддержание иммунитета.
Достаточно распространённая причина частых детских болезней - глистная инвазия. Собственно, заразиться ей можно не только в садике, а в любом общественном месте, ведь главное для паразитов что – невымытые руки. А последствия велики: глисты не только отравляют неокрепший детский организм продуктами собственной жизнедеятельности, а наносят непосредственный вред на целостность его внутренних органов.

Не способствуют привыканию ребенка к детскому саду:

• Имеющиеся проблемы между родителями (заболев, ребенок как бы объединяет поссорившихся маму и папу), 
• Отсутствие первичных навыков ухода за собой и умений общаться с другими детьми, 
• Проблемы с едой – детям бывает трудно научить есть то, что приготовлено не его мамой (или папой). Хорошо, что в садике, как более ни в одном образовательном учреждении, весьма развит коллективный принцип.   
Иногда причиной частых заболеваний может стать появление в семье еще одного малыша. Родители, в силу вполне понятных причин, начинают уделять больше внимания маленькому ребенку, а старшему (таковым он становится автоматически) ничего не остается делать, как – заболеть (причем, происходит это не специально). Возникает ощущение, что организм сам пытается ему «помочь»: заболевая, он словно пытается привлечь внимание родителей к проблемам малыша.
Выход: объяснить ребенку, что его по-прежнему любят так же сильно, как и раньше. 
Бытует мнение, что дети могут болеть из-за…невнимательности воспитателя и плохого ухода за ними в тот момент, когда они одеваются на улицу. Так ли это? Возможно, есть некоторые попущения со стороны персонала, но подумайте сами – ведь в группе может одновременно находиться более 20 человек и каждого надо одеть.
Конечно, кому-то шарфик могут не надеть, у кого-то колготки забудутся или еще что. Ведь это только дома заботливые мамы и папы проконтролируют, все ли в порядке у их малыша. Поэтому так важно привить ребенку первые навыки самообслуживания. И еще важнее, чтобы одежда на малыше была удобная: быстро снималась и одевалась (минимум пуговиц, замков, бантиков и рюш, мешающих проявлению самостоятельности). 
Гораздо хуже, если работники сада сами провоцируют рост заболеваемости в группе: кому же хочется постоянно находиться к одном помещении с толпой бегающих, орущих, дерущихся и плачущих детей. Поэтому – ребятки побегали, вспотели – раз, откроем форточки, два – кто ослаблен – заболел. Итог – на следующий день пришло уже не 20, а 10 человек. Подобное, конечно, из ряда трудно допустимого, но ведь говорят «дыма без огня не бывает…».

Укрепляем иммунитет

Итак, если вы не можете ответить на вопрос, почему ребенок болеет, задумайтесь лучше над тем, как укрепить иммунитет ребенка. Для этого существуют профилактические и медикаментозные меры. 
Болезнь легче предотвратить, поэтому желательно:
• Как можно больше гулять с ребенком на улице, обеспечивая ему возможность побегать и попрыгать, поваляться в сугробах или походить по лужам; 
• Не заставлять насильно принимать пищу;
• Проветривать помещение, в котором находится ребенок;
• Поддерживать в комнате нормальный уровень влажности.
Важно понимать, что излишняя чистота и тепличные условия проживания будет вредны для неокрепшего детского организма и вредны для иммунной системы. Но и пускать все на самотек тоже не следует
Еще до появления болезни можно использовать ряд медикаментозных препаратов, помогающих справиться с вирусами. К таковым можно отнести витаминно-минеральные комплексы, помогающие укрепить детский иммунитет. Правда, пить их следует начинать задолго до похода в садик. Положительный эффект в борьбе с вирусами показывают: оксолиновая мазь (защищает нос), иммуномодуляторы (свечи «Виферон») и таблетки «Бронхомунал», а также противовирусные препараты: «Эргоферон», «Кагоцел», «Анаферон» и т.п. 

Нелекарственные методы борьбы с простудами помогают на ранней стадии справиться с заболеванием

• Солевой раствор - поможет очистить нос (его можно приготовить самостоятельно или купить – препараты типа «Аквалора», «Отривин» и «Аквамарис»).   
• Настои из ромашки и шалфея – применяются для полоскания горла (впрочем, не возбраняется принимать их и во внутрь);
• Теплое питье – чай с медом (немного, только для прогревания), морсы (брусника, клюква) – для поддержания иммунитета; 
• Редька с медом – как профилактическое средства очень широкого спектра действия.
Самый эффективный метод лечения ребенка от вируса гриппа, по мнению врачей – профилактическая вакцинация. Она, конечно, считаются панацеей от подобного рода заболевания, но все же, лучше, тщательно взвесить все существующие мнения окружающих. Кроме того, не всегда поставленная прививка помогает избежать возможности инфицирования.   
Получается, что не существует «готового» метода, который позволил бы укрепить иммунитет ребенка за несколько дней или, хотя бы, недель. Родители должны понимать, чтобы их дети были здоровы, нужно приложить максимум усилий и обеспечить комфортное пребывания как дома, так и в садике, не злоупотреблять лекарствами, позволяя организму справиться с инфекцией самостоятельно (но всегда держать «руку на пульсе»).
Помните, что частые заболевания в раннем возрасте (не в тяжелой форме) являются не отклонением, а нормой! Именно подобным образом организм ребенка учится жить во взрослом мире.


Утренние истерики в детском саду, к сожалению, обычное явление во многих дошкольных учреждениях, при этом плакать при расставании с мамой могут не только новички, недавно начавшие посещать садик, но и детки «со стажем».

Почему ребенок закатывает истерики?

Самая основная и распространенная причина — это нежелание расставаться с мамой. Ведь при этом малыш чувствует себя одиноким и ему кажется, что он лишается чувства безопасности и защищенности. Ребенок дома и в саду — это совершенно разные вещи. Дома — все привычно и предсказуемо, его никто не обидит, можно заняться своим любимым делом, а еще лучше — ходить за мамой хвостиком, проводить все время с ней. в садике же — жесткий режим, необходимость подчиняться правилам, учиться взаимодействию с ребятами, находить приемлемые для остальных варианты игр, уступать, делиться игрушками. Согласитесь, даже для общительного ребенка жизнь в садике может требовать напряжения.

Если ребенок ходит в сад с большими перерывами (недельку ходит, затем болеет месяц), то адаптационный период растягивается довольно значительно. По статистике, он идет максимум год при условии регулярного посещения садика. Поэтому такому часто болеющему малышу каждый раз приходится привыкать к расставанию с мамой как будто в первые дни.

Другой причиной, почему ребенок плачет при расставании (особенно, когда стаж посещений садика уже больше года) — это установившийся ритуал прощания с мамой, который включает элементы истерики. В этом случае «поплакать» для малыша — это необходимое условие, чтобы получить дополнительную порцию внимания от мамы и, может быть, от воспитательницы — как правило, такая истерика проходит быстро после ухода мамы.

Если в течение дня ваш ребенок чувствует себя в саду хорошо, а дома с удовольствием рассказывает о садике — отнеситесь к таким истерикам, как к особой форме ритуалов. В этом случае могу посоветовать вам постараться изменить его.

1. Придумайте новый ритуал прощания. Например, вы договоритесь с ребенком заранее: «Чтобы ты не плакал, тебе поможет волшебная витаминка!» Ребенок заинтригован. А вы объясняете: «Как только мы придем с тобой в садик и переоденемся, я дам тебе волшебную витаминку, обниму тебя, поцелую на прощание и ты положишь ее в ротик и пойдешь в группу. Договорились?» В качестве витаминки можно дать какой-нибудь красивый и вкусный (но небольшой) леденец. который ребенок еще не пробовал, можно дать одну аскорбиновую дольку (продается в аптеке), содержащую витамин «С» или что-то другое на ваш выбор и вашу фантазию. Увлеченный тем, что у него вкуснятина во рту, он переключится на новый способ расставания с вами. Важно! Эту вкуснятину нельзя давать в другие дни вне садика, только утром при расставании с вами в саду.Иначе эффект ожидания и предвкушения пропадет и не получится никакой приятной для малыша ассоциации, связанной с приходом в группу и прощанием с мамой.

2. Договоритесь с воспитательницей, что она будет брать вашего ребенка за ручку и отводить в группу. Многие детки в этом случае охотно идут с ней и не плачут во время прощания с мамой. Даже машут ручкой: «Иди, мама, на работу!» Попробуйте.

3. Берите с собой любимую игрушку ребенка, когда идете в садик. Многие воспитатели разрешают деткам их приносить из дому. Эту игрушку можно таскать утром и забирать вечером. Можно придумать даже игру — будто ребенок в роли мамы или папы сам отводит игрушку в садик. Другой вариант — оставлять игрушку в шкафчике или на постельке ребенка в саду вечером, чтобы утром у малыша был стимул пойти поскорее туда и радостно встретить свою игрушку. 

4. Если ребенок закатывает истерику с вами, попробуйте попросить папу или бабушку отводить его в садик. Обычно с иными близкими истерики возникают редко.

5. Если истерика началась, не теряйте спокойствия и терпения. Ваше состояние передается ребенку. Ведите себя с ним уверенно и ровно, обязательно заверяйте, что вы придете, как только он погуляет, поест, поспит и поиграет немного. И во время расставания прощайтесь, не исчезайте внезапно, чтобы он не боялся, что как только отвернется и все… мамы нет.

6. Забирая его из садика, будьте веселы и жизнерадостны, даже если день у вас выдался не ахти. Хорошо будет, если вы погуляете немного, дадите ему размяться, а не будете спешить домой. Естественно, вечерние дела нужно правильно распланировать.

7. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка отрицательные суждения в адрес воспитателей, нянечек, да и самого садика. Любые настораживающие вас моменты обязательно выясняйте в беседе с воспитателями, наблюдайте за поведением своего ребенка, его словами в процессе игры. Ведь играя, дети вслух могут вербализировать все, что происходит в садике, в котором они находятся большую часть времени.

Download
Особенности развития детей 2 - 3 лет
особенности развития ребенка в 2-3 года.
Adobe Acrobat Document 226.4 KB

Ребёнок, окружённый критикой – учится обвинять;
Ребёнок, окружённый насмешками – учится быть недоверчивым;
Ребёнок, окружённый враждебностью – учится видеть врагов;
Ребёнок, окружённый злостью – учится причинять боль;
Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать других;
Ребёнок, окружённый обманом – учится врать;
Ребёнок, окружённый позором – учится чувствовать вину;

Но в то же время:

Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать;
Ребёнок, окружённый ожиданием – учится быть терпеливым;
Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть уверенным;
Ребёнок, окружённый честностью – учится быть справедливым;
Ребёнок, окружённый безопасностью – учится доверию;
Ребёнок, окружённый одобрением – учится уважать себя;
Ребёнок, окружённый любовью – учится любить и дарить любовь;
Ребёнок, окружённый свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения




Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем, как меняются наши дети?

Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.

 

Кризис - это не то, что случается с "неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе  поведение ребенка меняется, и это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком, и понимать, что это закономерно.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг Другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Вам как его родителям важно:

Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.

Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

 

Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок:

Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Вам как его родителям важно:

С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

Но вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

 

Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:

Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.

Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.

Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

Вам как его родителям важно:

Быть главными помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу личности школу. По возможности предварительно выяснить уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.

Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.

Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Понимать, что познавательная мотивация именно в этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой, долженствованием, принуждением. По возможности организовать для ребенка интересный и увлекательный познавательный процесс.

Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам.

Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке недостойном, плохом, неспособном справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок.

Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.

 

Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности.